История МАДОУ «МАЯЧОК»

МАДОУ “МАЯЧОК” является правопреемником Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 205 «МАЯЧОК», созданного на основании постановления Главы города Нижний Тагил от 26.05.2003 № 438 «О приемке в муниципальную собственность и использовании дошкольного образовательного учреждения № 205 Федерального государственного унитарного предприятия «Высокогорский механический завод», ранее являющегося структурным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия «Высокогорский механический завод» – детским садом дошкольного образовательного учреждения № 205, переименованного в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида на основании постановления Администрации города Нижний Тагил от 29.07.2011 № 1523 «О переименовании и внесении изменений в Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «МАЯЧОК» комбинированного вида» и реорганизованного путем присоединения муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений детских садов на основании постановления Администрации города Нижний Тагил от 10.07.2012 № 1458 «О реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Маячок» комбинированного вида» (с внесенными изменениями постановлением Администрации города Нижний Тагил от 07.11.2012 № 2541).

Штатное расписание работников МАДОУ «МАЯЧОК» позволяет обеспечить детские сады квалифицированными педагогическими кадрами, способными реализовать права ребенка на получение современного дошкольного образования в соответствии с его возможностями, способностями и интересами, социальными запросами родителей и государственной политикой. Из общего количества работающих административно-управленческий персонал составляет 4%, педагогические работники составляют 61%, а оставшиеся 35% относятся к учебно-вспомогательному и прочему персоналу, в числе которого работники кадровой службы и др. Педагогический коллектив характеризуется высоким уровнем образовательного ценза: 100% педагогов имеют педагогическое образование. 60% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 40% – среднее профессиональное. Часть работников продолжают получение высшего профессионального образования. Квалификация педагогических работников МАДОУ «МАЯЧОК» соответствует Профессиональному стандарту педагогических работников. На настоящий момент 6 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 105 педагогов (72%) имеют первую квалификационную категорию. Педагогический коллектив МАДОУ «МАЯЧОК» обладает необходимыми профессиональными компетенциями. 83% педагогов имеют стаж педагогической деятельности свыше 5 лет, что позволяет говорить об эффективной деятельности ДОО в условиях повышения требований к качеству образовательной деятельности. Всего в учреждении работает 26 молодых педагогов со стажем работы менее 5 лет. Кадровая политика строится на основе Программы по развитию кадрового потенциала МАДОУ «МАЯЧОК», учитывающей воспроизводство (обновление) педагогическими кадрами, повышение квалификации, обучение, формирование кадрового резерва. Продолжает работать школа кадрового резерва, реализуется проект «Педагог для особых детей». Заботой и вниманием и различными формами работы охвачены ветераны педагогического труда (поздравления, приглашение и участие в мероприятиях детских садов, выставках). Созданы условия для карьерного роста наиболее успешных в профессиональной деятельности работников. Регулярно проходят заседания действующего клуба «Связь поколений». Ветераны педагогического труда, пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых, посещают педагогические советы, семинары, праздничные и досуговые мероприятия, в том числе в рамках мероприятий, приуроченных Дню пенсионера, Дню пожилого человека, Дню дошкольного работника, 23 февраля, Дню Победы и др.

За восемь лет работы МАДОУ «МАЯЧОК» продемонстрировал высокий уровень организации образовательной деятельности. Разработаны локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Созданы условия для обеспечения права детей на получение дошкольного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Используется широкий спектр парциальных программ и технологий, взаимодополняющих друг друга, позволяющих формировать общую культуру, развивать физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Со всеми локальными актами регламентирующими образовательную деятельность можно ознакомиться пройдя по ссылке: https://clck.ru/QtPeJ

В соответствии с ФГОС ДО (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №556) п. 3.2.3. в МАДОУ «МАЯЧОК» большое внимание уделяется качеству подготовки воспитанников, что в свою очередь оценивается на основании мониторинга оценки индивидуального развития обучающегося.

В результате разработано Положение о системе оценки индивидуального развития воспитанников МАДОУ «МАЯЧОК» (далее – Положение). В соответствии с Положением оценка индивидуального развития воспитанников реализуется средствами педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. В ходе внутреннего мониторинга, становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой детей и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе, имеющих особые образовательные потребности получены положительные результаты.

На основании согласия родителей (законных представителей) специалистами МАДОУ «МАЯЧОК» ежегодно проводится, психологическая диагностика, позволяющая проводить полноценный анализ готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности каждого компонента школьной зрелости (социальную, эмоциональную, интеллектуальную). С результатами мониторинга можно ознакомиться в отчете  о самообследовании https://clck.ru/QtPxN

 

В соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования, годовым планом воспитанники МАДОУ «МАЯЧОК» являются активными участниками мероприятий различного уровня, освещенными на официальном сайте МАДОУ «МАЯЧОК» http://маячокнт.рф/мероприятия

Продукты совместной деятельности педагогов и детей по направлениям развития отмечены дипломами, грамотами на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня (участие воспитанников в конкурсном движении размещено на http://маячокнт.рф/достижения/).

Одним из актуальных направлений развития МАДОУ «МАЯЧОК» является организация получения дошкольного образования воспитанниками, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.

В результате в учреждении:

– разработан ряд программных документов, регламентирующих сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ. Образовательная деятельность строилась в соответствии с образовательной и парциальными программами. В дополнение использовались иные программы, обеспечивающие индивидуальные образовательные потребности воспитанников, запросы родителей (законных представителей);

– функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, 4 группы компенсирующей и 1 группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи, 7 логопедических пунктов.

– функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк), обеспечивающий диагностико-коррекционное и психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников МАДОУ «МАЯЧОК» с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психологического здоровья детей.

– организована работа консультационного центра «Помоги ребенку» (далее – КЦ). Центр «Помоги ребенку!» осуществляет свою деятельность в течение учебного года с 01 сентября по 31 мая в соответствии с графиком, планом работы КЦ утвержденного приказом МАДОУ «МАЯЧОК» размещенных на официальном сайте МАДОУ «МАЯЧОК» https://маячокнт.рф/консультационный-центр/. Организация методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности педагогов: старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, других работников в соответствии со штатным расписанием учреждения. Формы предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) и их детям, получающим дошкольное образование в форме семейного, определяются специалистами КЦ по результатам проведенного ими обследования детей с учетом их психофизического состояния и возрастных особенностей и/или исходя из особенностей семьи и их вопросов.

Еще одним показателем деятельности МАДОУ «МАЯЧОК» является инновационная деятельность в соответствии с приоритетами региональной и муниципальной образовательной политики. http://142.маячокнт.рф.

При реализации инновационных проектов определены координаторы, входящие в состав рабочей группы по обобщению и систематизации специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, проведению групповых и индивидуальных коррекционных занятий, предоставление услуг тьютора, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Разработана программа постоянно действующих семинаров, создан банк консультативного материала для педагогов и родителей (законных представителей) детей на основе современных научно-методических разработок, позволяющих обеспечить выбор наиболее эффективных подходов, методов и форм работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников, родительской общественности.

В 2018 г. с целью реализации инновационных проектов заключены договора о социальном партнерстве с МБУК «Центральная городская библиотека»; Благотворительным фондом помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я ОСОБЕННЫЙ»; Автономной некоммерческой организацией всесторонней помощи и сопровождения детей, подростков и взрослых людей, имеющих ментальные нарушения и психические заболевания «CПЕКТРУМ-М»; Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Нижнетагильский строительным колледжем, пролонгированы договора о социальном партнерстве с детским диспансерным психиатрическим отделением ГБУЗ СО ПБ №7, ТО ПМПК.

При реализации плана работы муниципального ресурсного центра, региональной и федеральной инновационной площадки учреждение презентует результаты деятельности педагогическому сообществу на муниципальном, региональном, всероссийском уровне. Так за время реализации инновационных проектов проведены серия семинаров, круглые столы, научно-практические конференции, заседания методического совета, совещания и др. Состоялся обмен опытом в иных формах работы. Информационный обмен с педагогическими работниками, родительской общественностью осуществлялся как на мероприятиях, организованных в структурных подразделениях (детских садах), так и посредством размещения материалов в открытом доступе на сайте образовательной организации.

Создан и запущен в работу сетевой блог «Навстречу друг другу» https://nsportal.ru/mayachok, в режиме реального времени родительская общественность, педагогические работники города, области могут ознакомиться с опытом работы педагогических работников МАДОУ «МАЯЧОК», обсудить возникшие вопросы и проблемы. В результате проведенной работы, при обсуждении вопросов организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях для детей с ОВЗ включено: около 150 родителей, неоднократно выражающих большую благодарность за организованную работу на официальном сайте учреждения разделе «Гостевая книга», «Отзывы; около 300 педагогических работников города, области.

Проведены мероприятия для педагогических работников города и области, для родителей (законных представителей). В итоге около родители и педагоги оставили положительные отзывы. Заметки о событиях и материалы освещены на официальном сайте учреждения http://142.xn--80auegd0a5a4d.xn--p1ai/meropriyatiya-mrts; информационной системе сопровождения деятельности федеральных инновационных площадок https://fip.kpmo.ru/home, «Навигатор инновационных практик образовательных организаций Свердловской области» http://rnp.irro.ru/index.php?cid=114.

МАДОУ «МАЯЧОК» при реализации городского проекта «Лаборатория профессий. Дошкольник», направленного на развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для Нижнего Тагила реализовывал проект «Мобильный интерактивный центр «Город Мастеров» (далее – МИЦ «Город Мастеров) http://маячокнт.рф/мрц-город-мастеров/. В рамках проекта МАДОУ «МАЯЧОК» принял участие в открытом публичном конкурсе среди дошкольных образовательных организаций субъектов российской федерации на лучшую модель (практику), обеспечивающую доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели (практики) раннего развития – 2017 в номинации «Лучшая практика создания развивающей предметно-пространственной среды» с проектом «Мобильный интерактивный центр «Город мастеров». В конкурсе приняли участие 795 организаций из 55 субъектов Российской Федерации. МАДОУ «МАЯЧОК» стал победителем в своей номинации. По результатам конкурса организована и проведена работа стажировочной площадки по программе повышения квалификации для управленческих команд системы дошкольного образования Российской Федерации (ноябрь 2017 г.).

С января 2017 года МАДОУ «МАЯЧОК» является базовой площадкой ГБОУ СО «НТПК №1» в рамках плана реализации Региональной инновационной площадки «Сетевая образовательная программа «Юный инженер»: развитие инженерного мышления у обучающихся дошкольных и начальных образовательных организаций Горнозаводского округа» http://маячокнт.рф/юный-инженер/.

Для реализации целей и задач проекта были заключены договора с ГАПОУ СО НТГМК, ГБПОУ СО “УрГЗК”, Нижнетагильский филиал ГБПОУ “Свердловский областной медицинский колледж”, 9 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области, ГБОУ СО НТПК №1 и др.

Организованы совместные мероприятия с социальными партнерами по ознакомлению с различными профессиями, условиями труда: экскурсии в Музей истории Нижнетагильского горно-металлургического колледжа; знакомство с профессией машинист крана – ГАПОУ СО НТГМК; мастер-класс «Автомеханик»- ГАПОУ СО НТГМК; квест – игра «Юные пожарные»; «Моя мама – музыкант! – Музыкальная школа №3; знакомство с профессией врача – ГБПОУ СОМК и др.

Полученные знания и представления воспитанники демонстрировали в различных мероприятиях и конкурсах http://маячокнт.рф/наша деятельность/мероприятия-дс/.

По результатам анкетирования родителей (законных представителей) отмечается, что 98% от общего количества родителей удовлетворены деятельностью детских садов. Представители родительской общественности отмечают качество предоставления образовательных услуг. Книга отзывов и предложений, в том числе на официальном сайте МАДОУ «МАЯЧОК» https://маячокнт.рф/гостевая-книга/ регулярно обновляется позитивными отзывами.

Рассказ об оригинальных методиках, инновационных подходах, новинках, которые используются в работе образовательной организации

При реализации задач образовательных программ используются различные учебно-методические комплекты, парциальные программы и технологии. В основе выбора, использования методов, технологий, приемов лежат два ключевых подхода:

личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого воспитанника. Учитывает уникальный опыт и характер каждого обучающегося, развивает его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (образовательная деятельность выстраивается исходя из интересов и потребностей воспитанников), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны педагогов), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;

компетентностный подход, акцентирует внимание на результате детской деятельности, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность воспитанников решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Реализуя инновационную деятельность в МАДОУ «МАЯЧОК» широко распространено использование инновационных подходов в здоровьесбережении детей, включении детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов в образовательную деятельность.

Среди здоровьесберегающих технологии, используемых в системе оздоровления воспитанников МАДОУ «МАЯЧОК», отражены две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды используемых здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические здоровьесберегающие технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; технология валеологического просвещения родителей и другие.

С особенностями использования здоровьесберегающих технологий, методическими разработками, обобщенным опытом работы педагогических работников МАДОУ «МАЯЧОК» можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://mayachok205nt.ucoz.ru/index/meroprijatija/0-225.

Еще одним очень интересным опытом работы является формирование допрофессиональных способностей у воспитанников. Как всем известно, в дошкольном возрасте нет места термину ранняя профориентация, однако глобальные изменения рыночной конъюнктуры, изменении социальной среды и социальных связей, а также нарастающий технический прогресс и глобализация приводят к возникновению вопроса развитие личностных качеств ребенка, которые позволили бы ему быть успешным и востребованным на современном рынке труда. Именно поэтому в МАДОУ «МАЯЧОК» разработан проект «Мобильный интерактивный центр «Город Мастеров», как первый этап становления профессионального самоопределения в дошкольном возрасте, т.е. допрофессиональное самоопределение, так как оно не связано непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а является подготовительными к ней и заключается в развитии конкретно – наглядных представлений ребенка о мире профессий. Главная цель допрофессионального самоопределения задаѐтся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребѐнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Именно на этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности. С более подробным описанием проекта МИЦ «Город Мастеров», методическими разработками, обобщенным опытом работы педагогических работников МАДОУ «МАЯЧОК» можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://маячокнт.рф/мрц-город-мастеров/. Данный проект стал неоднократным победителем всероссийских конкурсов: Всероссийский конкурс лучших проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодежи «Премия «Траектория»». Итоги Конкурса были подведены 12 декабря 2015 года в Москве. Диплом 1 степени; В 2017 году стал победителем в открытом публичном конкурсе среди дошкольных образовательных организаций субъектов Российской Федерации в номинации «Лучшая модель (практика), обеспечивающая доступность

дошкольного образования для всех детей, включая модели (практики) раннего развития – 2017».

При реализации задач федеральной, региональной площадки и муниципального центра столкнулись с ограниченным количеством методов и приёмов работы с детьми с ОВЗ, расстройствами аутистического спектра, которые возможно было бы применять в условиях дошкольного образования с учетом требований федерального государственного стандарта дошкольного образования. В связи с этим педагогические работники при сотрудничестве со специалистами ДОО и социальными партнерами стали адаптировать и внедрять карточки PECS, визуальное расписание, музыкально-ритмические игры, элементы прикладного анализа поведения и многие другие приемы, методы работы, позволяющие детям выработать простые навыки самообслуживания, сообщить окружающим о своих нуждах и социализироваться. Более подробно с данным опытом работы можно ознакомиться на официальном сайте МАДОУ «МАЯЧОК» в разделе инновационная деятельность или по ссылке http://142.маячокнт.рф, некоторые материалы прикреплены к данному слайду. При реализации инновационной деятельности встал вопрос о том, что применяя определенные практики с ребенком в условиях ДОО, родители, не всегда понимают, как проводить их дома, некоторые не знают, куда можно обратиться за помощью, поэтому был создан сетевой электронный дневник, блог «Навстречу друг другу». Почему блог? Во-первых, потому что современным родителям более приемлемо общаться и добывать информацию посредствам информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Во-вторых, такая форма предоставляет родителю возможность дома в наиболее комфортных для ребенка условиях решать образовательные, коррекционные вопросы при взаимодействии со специалистами и педагогическими работниками. В-третьих, любой законный представитель ребенка может обратиться за помощью к специалистам с вопросом или проблемой по развитию и воспитанию ребенка с ОВЗ, РАС или ребенка-инвалида. Почему сетевой? Потому что сам блог «Навстречу друг другу» является «местом» куда стекается информация из различных проверенных и надежных источников, «место» где собраны ссылки на странички специалистов и педагогических работников МАДОУ «МАЯЧОК», «место», где можно любому педагогическому работнику задать вопросы, организовать онлайн консультирование или просмотреть онлайн, офлайн вебинары. С сетевым дневником «Навстречу друг другу» можно познакомиться, пройдя по ссылке: https://nsportal.ru/mayachok.

                Качество образовательной деятельности МАДОУ «МАЯЧОК» подтверждается результатами проведения независимой оценки качества образования и неоднократными победами во всероссийских конкурсах, оценивающих качество образовательных услуг:

Более подробно об участии и победах педагогов и воспитанников МАДОУ «МАЯЧОК» можно ознакомиться более подробно в разделе «Наши достижения» http://маячокнт.рф/наша деятельность/достижения/.

ПРИЛОЖЕНИЕ