ЛОЖЬ – искажение действительности ради достижения желаемой цели либо избежание нежелаемых последствий. В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом следует различать ложь и фантазирование.
Ребенок часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось бы их видеть; он фантазирует, играя или отождествляя себя с персонажами сказок. Это так называемая мнимая лживость, которая довольно часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом проходит.
Однако чрезмерное пристрастие ребенка к мысленному (а затем и словесному) проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком -либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребенок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в котором его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребенок в ответ на недооценку его окружающими людьми стремиться преувеличить свои достоинства.
Ложь часто возникает тогда, когда ребенку предъявляются непосильные для него требования или налагается слишком много запретов.
Мотивами лжи в этих случаях являются чувство стыда, когда ребенок стремиться скрыть свой неблаговидный поступок или неспособность выполнить какое-либо требование; страх перед наказанием (наряду с лживостью в этом случае формируется лицемерие ,приспособленчество,озлобленность);стремление к самоутверждению – в этом случае ложь может быть следствием желания привлечь к себе внимание, вызвать удивление окружающих или утвердиться в желаемой позиции.
Опасность во всех случаях заключается в том, что однажды успешно солгав, ребенок приучается извлекать из лжи выгоду, и таким образом лживость становиться привычной формой поведения.
Борьбу с детской ложью не следует вести путем строгих разоблачений и наказаний. Это может привести к тому, что ребенок попытается научиться лгать более изощренно. Прежде всего следует устранить из жизни ребенка те негативные явления, которые побуждают его искажать и приукрашивать действительность. Следует также доступно объяснить ему, что ложь сама по себе есть дурной поступок, которого надо избегать. Особую важность имеет личный пример честного поведения со стороны родителей и воспитателей.