Архив за месяц: Март 2016

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ (5-6)

  1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями перелетных птиц
    (грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объясните, почему этих птиц называют
    перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».
  2. Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв,
    хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?

Читать далее… →

Консультация для родителей «Физические упражнения для всех»

«Физические упражнения для всех»

(что должен освоить каждый ребенок).

 

О пользе режима дня, а также физических упражнений, активных движений на воздухе знают, пожалуй, все  родители. Однако редко кто из детей регулярно делают утреннюю зарядку, посещают спортивные секции.

Какие же упражнения в ритме обычного дня обеспечивают ребенку необходимый минимум физической нагрузки?

Во-первых, утренняя гимнастика (12 минут), во-вторых, активная прогулка на воздухе – ходьба, игры (1 час). Всего 1 час 12 минут в день – и необходимый минимум нагрузки обеспечен.

Для укрепления здоровья ослабленного ребенка очень полезно сочетать утреннюю гигиеническую гимнастику и дыхательные упражнения. Предлагаем два эффективных комплекса.

Читать далее… →

Трудное поведение ребенка


Материал подготовлен
воспитателем детского сада №205
МАДОУ “МАЯЧОК” Н.Б. Шалагиновой
по книге “Как ты себя ведешь?
10 шагов по изменению трудного поведения”.
Л. Перановской
 

Трудное поведение – не значит плохое.
Трудное поведение ребенка – это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить. То, которое отравляет нам жизнь, которое заставляет доходить “до белого каления” и  сомневаться в том, что мы хорошие родители, то о котором мы думаем по ночам и которое мы бесконечно обсуждаем с родными и друзьями.
Трудное поведение – всегда трудное для кого-то. Оно и то же поведение ребенка может быть очень трудным для одних родителей и совершенно не расстраивать других. Например, для кого-то непереносимы шум, постоянная беготня и озорство,  а кто-то считает это нормальным поведением ребенка дошкольного возраста. И  наоборот, очевидно плохое поведение, например, воровство, грубость или катание на санках по проезжей части, может быть не трудным- если мы знаем, как это поведение изменить, и у нас это получается. Детям свойственно ошибаться и делать глупости, долг взрослых – помочь им осознать свои ошибки. И все же трудное поведение – это очень плохо. Потому что оно способно отравить жизнь родителям, а значит, и детям. Отношения с ребенком портятся из-за постоянных скандалов, упреков, препирательств. Порой атмосфера в семье становится такой, что хоть из дома беги, а это по – настоящему опасно. Вот почему с трудным поведением надо что-то делать. С ним надо научиться справляться, надо понять, как оно “устроено” и как можно его изменить, и тогда оно предстанет не катастрофой, а простой задачей, трудной, но решаемой. Помните, что самое главное у ребенка есть семья и его родители, а трудности – трудности преодолимы.
 Десять шагов по изменению трудного поведения.
Шаг первый: определяем цель.
Один, максимум два вида поведения ребенка, которые по – настоящему отравляют Вам жизнь. Это может быть все что угодно, в том числе и нечто такое,  что постороннему человеку покажется ерундой. Если Вы все время думаете об этом, если сильно злитесь или отчаиваетесь, если вспоминаете о случаях такого поведения на работе, постоянно обсуждаете проблему с супругом или с друзьями, значит, это оно и есть. Те самые 20%- что на самом деле ребенок “не так”, во всех остальных случаях мы либо знаем, что делать, либо не очень расстраиваемся(“сами были такими”, “ну просто он такой”). А может, 10 или 5.
Записывайте в течение нескольких дней в блокнот, что ваш ребенок делал “не так”. Список может получиться внушительный. А потом честно спросите себя: что из того ПО-НАСТОЯЩЕМУ отравляет мне жизнь? И выберите один, максимум два пункта. Это и есть цель. Ваша задача пройдя 10 шагов сделать это поведение приемлемым для Вас. А если все-таки Вы обнаружите, что пунктов не один-два, а, скажем четыре, действуйте последовательно, выбрать приоритет все равно придется. Итак наша задача – сделать неприемлемое поведение приемлемым. Не идеальным, удобным – просто терпимым. Чтобы оно перешло в разряд “мелких проблем”.
Представьте себе, как будет выглядеть это приемлемое поведение. Что именно должен делать (или не делать) Ваш ребенок, чтобы жить стало легче и веселей. Как это соотносится с обстоятельствами Вашей жизни? Что в результате выиграете Вы? Что выиграет ребенок? Например, если ребенок не будет просиживать за уроками все вечера напролет, у вас и у него появиться больше времени, то чем вы думаете его занять, а чем его захочет занять ваш ребенок? Кстати, будет нелишним обсудить эту картинку с ребенком. Нравиться она ему или нет? Все ли устраивает? Что мешает, чтобы это началось с завтрашнего дня? Только начинать разговор нужно без наезда, “многозначительного” тона, спокойно, даже расслабленно: “Вот я иногда мечтаю, чтобы у нас было так…А ты бы как хотел?” Очень может быть, Вы узнаете много интересного!
Шаг второй: а может не надо?
Народная мудрость гласит “семь раз отмерь – один раз отрежь”.
Очень часто  неудобное поведение ребенка является просто особенностью его возраста или момента, темперамента. Например, капризы трехлеток, перепады настроения и ершистость подростков, истерики у детей переживающих стресс, снижение успеваемости у детей страдающих от горя или страха. Такое поведение разумно переждать. Это не значит, что его  совсем нельзя корректировать – можно и нужно добиваться более приемлемых для окружающих проявлений. Но ставить задачу изменить его в корне- это бороться с ветреными мельницами. Трехлетке НУЖНО научиться настаивать на своем. И поэтому он будет скандалить и капризничать, и говорить “нет” – этого требует задача возраста. Перевозбудившемуся на празднике ребенку (особенно гиперактивному) НУЖНО сбросить напряжение в слезах или дикой беготне. Подростку НУЖНО отделиться внутренне от родителей, и поэтому необходимо научиться спорить с ними и видеть их несовершенство. Потерявшему любимца (животное) ребенку НУЖНО утратить  на время интерес к учебе, потому что все его душевные силы мобилизованы на переживание горя.
        Если мы будем пытаться менять естественный процесс, мы  либо потерпим неудачу – в лучшем случае (На Востоке это называется – “становиться против лавины”), либо сломаем этот самый процесс и добьемся желательного поведения, нарушив развитие ребенка. Например, ребенок не может сказать “нет” –  незавидно его будущее: возможно на нем будут “ездить”, возможно  не сможет отказать при предложении попробовать покурить, выпить, уколоться и т.п.
Также вряд ли стоит проявлять рвение, когда трудное поведение связано с устойчивыми качествами ребенка, например, с темпераментом. сколько бы сил и времени вы ни потратили, вы не сможете гиперактивного ребенка сделать  абсолютно спокойным, медлительного- расторопным, рассеянного – внимательным, замкнутого – душой компании, чувствительного – невозмутимым. Такое поведение можно лишь слегка подкорректировать, чтобы оно создавало меньше проблем, но исправить не возможно.
Чаще всего проблема, о которой идет речь – проблема границ.  Проблем осознания того факта, что, хотя мы и члены одной семьи, близкие люди и любим друг друга, каждый из нас – отдельная личность, которая имеет право на свою территорию, как в буквальном смысле (свой стол, кровать, комнату), так и в переносном (свое время, свои увлечения, своих друзей, чувства, ценности). Когда на нашу территорию кто-то посягает без разрешения, мы сопротивляемся, и это вполне естественно. С возрастом люди учатся противостоять агрессии без грубости, вежливо, но твердо. Но у , например, подростка, да еще при столкновении с таким мощным агрессором как родитель, способов защиты немного – грубость, крик или отказ от общения. Запомните – дети очень чутки к проблемам границ, а вопросы территории  не всегда простой.
Шаг третий: третий – лишний!
Кто этот третий? Прежде всего – социум, окружение. Соседи, друзья, педагоги, органы опеки и т.п. Каждый, кто смотрит со стороны на процесс и результат воспитания и судит, судит, судит. иногда по душевной склонности, иногда по служебной обязанности.
Так устроена наша жизнь, что воспитание детей в нашей стане считается “общим делом”, частично это наследи советского времени, частично это оборотная сторона системы социальной помощи и поддержки.  Все это не может отражаться на отношениях родителей и детей. Львиная доля родительского стресса из-за трудного поведения – это стресс, вызванный “третьим” наблюдающим и оценивающим. Возможно сам родитель реагировал бы гораздо спокойнее, что-то переждал, но “третий” ни ждать, ни терпеть не намерен. Это очень серьезная проблема, но стресс от присутствия “третьего” можно смягчить. иногда можно просто не обращать внимание, это касается доброхотов  на улице и на детской площадке. отмахиваться от близких или значимых  для ребенка людей (врачей, педагогов) не стоит, сними лучше выстроить отношения. Наконец, бывают ситуации, когда “третьего” надо просто поставить на место. Вежливо, но твердо.
Внимание! Если вы подозреваете, что ваш “третий лишний” – Ваш собственный родитель в вас, и вы не чувствуете в себе силы справиться с этим самостоятельно, имеет смысл индивидуально поработать с психологом.
Одним словом, прежде чем разбираться с трудным поведением, разберитесь с “третьим”. Оставшись с ребенком наедине, Вы справитесь лучше и быстрее.
Шаг четвертый: что именно происходит?
Самое важное для начала – точно описать трудное поведение. Не “она постоянно врет”, а по пунктам: как часто врет; по каким поводам врет; при каких обстоятельствах; как именно; что делает, если не верят; как реагирует, когда разоблачают; пытается ли как-то сама справиться со своим поведением; считает ли его не правильным; как объясняет причины своего вранья и т.д. и т.п. Чем больше исходных данных, тем легче вам будет выдвинуть предположение о внутренней причине трудного поведения, и тем точнее будут ваши действия по его исправлению.
Очень важно ответить  на такие вопросы: было ли трудное поведение таким всегда или появилось в какой-то момент? что этому предшествовало? Что могло вызвать у ребенка такой стресс, или протест, или ревность? Что явилось “спусковым крючком”?
Трудно впадать в панику и отчаяние в процессе наблюдения. Обычно тогда же появляются идеи и гипотезы о том, “как это все устроено”. Значит, пора переходить к следующему шагу.
Шаг пятый: ищем “пружину”.
Люди по своей природе ленивы. И взрослые и дети. Мы не склонны делать то, что нам ни к чему. Тем более мы не станем делать ничего трудоемкого, энергозатратного, если нам от этого нет никакой пользы. Причем это касается как хороших, так и плохих дел. например, та же истерика. очень энергозатратное мероприятие! Или воровство- это сколько нервов и сил надо потратить. Значит, первый вопрос который стоит себе задать – зачем он это делает? Чего хочет? Разберем на примере одно из трудных поведений как воровство. С какой целью ребенок настойчиво может воровать вещи или деньги? (Ни один раз по глупости, это еще не трудное поведение, а именно настойчиво, несмотря на наказание и объяснения).

Читать далее… →

Что говорить ребенку? Психологическая азбука

 

педагог-психолог  Косач М.Н. 

МАДОУ “МАЯЧОК” ДС №205

Мы говорим: «Осторожно — упадешь!» / «Не трогай собаку — укусит!»

Ребенок слышит: «Мир опасен, лучше вообще ничего не делать».

Скажите иначе: «Позаботься о себе» / «Береги себя» / «Будь внимателен»

 Мы говорим: «Давай быстрее!» / «Поторопись!» / «Замолчи!» / «Стой!» / «Отвечай!»

Читать далее… →

10 законов семьи

 
Педагог-психолог        
Марина Николаевна Косач

   Уважаемые родители!
Многие из вас, обращаются  за консультацией по вопросам семейного воспитания. Однако, придя домой,   погрузившись в домашние дела, часть полученной вами информации забывается. Я предлагаю вам краткое изложение законов семейного воспитания, разработанных  отечественными психологами. Надеюсь, что они помогут вам в трудную минуту. Помните, что эти законы  эффективны только при последовательном и систематическом их выполнении. Удачи в семейном воспитании!
 
                                         10 законов семьи
 
Закон семьи 1
 
Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любимым независимо ни от чего.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину.
Закон семьи 2
 
Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
 
Закон семьи 3
 
Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
. Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения.
 
Закон семьи 4
 
Исключение безнравственных приёмов наказания.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям.
 
Закон семьи 5
 
Ребёнок должен понимать слова «можно», «надо», «нельзя».
 Очень важный метод воспитания – запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.
 
Закон семьи 6
 
Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
 
Закон семьи 7
 
Родители должны демонстрировать детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею .Ребёнок должен видеть, что все члены семьи заняты трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.
 
Закон семьи 8
 
Закон культивирования в семье положительных примеров.
 Можно много раз говорить ребёнку о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такой пример, к сожалению, – модель для подражания и активного использования в жизни.
Необходимо исключение чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, чрезмерной роскоши.
 
Закон семьи 9
 
Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми. Важно оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.
 
 
Закон семьи 10
 
Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
 

Читать далее… →

Тема: ПОСУДА 5-6 лет

  1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомьте его с названиями предметов по­суды и попросить показать следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), до­нышко… Закрепите в словаре обобщающее понятие «посуда».
  2. Познакомите ребенка с понятиями «чайная посуда», «столовая посуда», «кухонная по­
    суда».
  3. Упражнение «Помощница»: Помоги девочке Тане поставить чайную посуду на под­нос,столовую — на обеденный стол, а кухонную — в шкафчик. Проведи цветные
    линии от соответствующей посуды к подносу, столу и шкафчику.

Читать далее… →

Тема: ПОСУДА (6-7 лет)

1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомьте его с названиями предметов по­суды и попросите показать следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), до­нышко… Закрепите в словаре обобщающее понятие «посуда».
2. Упражнение «Поможем маме»: Мама попросила помочь ей разложить соль, сахар, сухари, конфеты, хлеб, масло в соответствующую посуду. Назови посуду, в которой эти продукты должны храниться и подаваться к столу. Соедини разноцветными лини­ями продукты с соответствующими предметами посуды.

Читать далее… →

Тема: РАННЯЯ ВЕСНА 6-7 лет

Тема:  РАННЯЯ ВЕСНА 6-7 лет
1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Вспомните и назовите времена года. Уточните последовательность смены времен года. Спросите ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее весне и последующее за весной время года. Понаблюдать вместе с ребенком за весенними изменениями в природе.

Читать далее… →

Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ 6-7 лет

  1. Познакомьте ребенка с названиями некоторых первых, вторых и третьих блюд. Покажите дома на кухне, из каких продуктов состоят приготовленные Вами блюда.
  2. Игра «Поваренок»: Помоги маме приготовить первое, второе и третье блю­до. Соедини линиями продукты и посуду с соответствующим блюдом.

Читать далее… →

Тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» (6-7) лет

  1. Познакомьте ребенка с названиями некоторых первых, вторых и третьих блюд. Покажите дома на кухне, из каких продуктов состоят приготовленные Вами блюда.
  2. Игра «Поваренок»: Помоги маме приготовить первое, второе и третье блю­до. Соедини линиями продукты и посуду с соответствующим блюдом.
  3.  
 

 
3.Упражнение «Из чего какой?»: Для приготовления блюд повар использует разные
виды масел. Назови их. Образец: Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное.)
Масло из кукурузы — ….                                           
Масло из оливок — ….
Масло из сои — ….                                                     
Масло из сливок — ….
4.Игра «Где живут продукты?»
   Сахар живет в… (сахарнице).        Соль живет в… (солонке).
   Сухари живут в… (сухарнице).     Масло живет в… (масленке).
   Перец живет в… (перечнице).       Чай живет в… (чайнике).
   Кофе живет в…. (кофейнике).        Селедка живет в..( селедочнице).
   Конфеты живут в.. (конфетнице).   Салат живет в..(салатнице).
5. Дидактическая игра «Исправь ошибку»:
Я пеку чай и кипячу блины.
Я жарю крем и взбиваю картошку.
Я варю котлеты и жарю суп.
Я ем сок и пью суп.
Я пью торт и ем компот.
Я варю пирог и пеку какао.
 
 
Источник: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей  5-7 лет. Альбом 2»

 

Читать далее… →