Уважаемые родители!
Всем вам известно, как дети любят сказки. Сказки – это волшебство, превращения, борьба добра со злом. Несомненно, что сказки учат малышей быть добрыми, смелыми, отважными, справедливыми, отзывчивыми. В наш век компьютерных технологий хочется, чтобы дошкольник рос коммуникабельным, самостоятельно придумывал связные рассказы и сказки.
Предлагаем вам игротеку, которая поможет ребенку вспомнить известные сказки, придумать к ним необычное продолжение, сочинить свою, развить воображение, фантазию, образное мышление, сделают речь эмоциональной, образной, красивой.
Поиграйте с ребенком в свободное время, уделите для него немного времени и внимания. Играйте на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь маленьким победам!
«Новое название для известной сказки»
Придумать новое, иное название известной сказки, не искажая идеи произведения.
– «Теремок» …(«Дружный домик», «Как мышка домик нашла», «Мышка, домик и звери» и т.д.)
– «Колобок»… («Как баба колобок испекла», «Приключения колобка» и т.д.)
– «Заюшкина избушка»… («Как лиса зайца выгнала», «Лиса, заяц и избушка» и т.д.)
«Антонимы в сказках и фильмах»
Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить название – антоним, а дети должны будут угадать истинное название сказки.
Примеры заданий:
«Зеленый платочек» – («Красная шапочка»).
«Мышь в лаптях» – («Кот в сапогах»).
«Рассказ о простой курочке» – («Сказка о золотом петушке»).
«Знайка в Лунной деревне» – («Незнайка в Солнечном городе»).
«Бэби – короткий носок» – («Пеппи – длинный чулок»).
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» – («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»),
«Один из Молоково» – («Трое из Простоквашино»).
«Крестьянка под тыквой» – («Принцесса на горошине»).
«Деревянный замочек» – («Золотой ключик»).
«Расскажи сказку, используя частицу НЕ»
Игра используется для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.
– Не золотое яйцо снесла Курочка, а…
– Не теремок нашла мышка, а…
– Не в домик к трем медведям зашла Маша, а…
– Не Красная Шапочка пошла к бабушке, а…
«Закончи сказку»
Взрослый рассказывает детям начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.
«Отгадай сказку»
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можно убрать из сказки все глаголы, существительные, части слов. Ребенок должен отгадать сказку.
– Сто-в-по-тере. Бежа-мы-норуш. Уви-тере-и-срашива. («Теремок»)
– Жи-бы-де-да-ба. Гово-де-ба: «Ипсе-ка-ста-коло. («Колобок»)
– Поса-де-ре. Вырос-ре-больш-пребольш. («Репка»)
– Жи-му-да-ба. У-ни-бы-доч-и-сы-малень. Дочень-гово-ма-мы-пой-на-баз-бере-бра. («Гуси-Лебеди»)
– Жи-бы-ста-да-ста. Бы-у-ни-доч-Ален-да-сын-Ива. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Математика в сказке»
Взрослый предлагает ребенку перечислить сказки, в названии которых встречаются числа.
– Три медведя.
– Волк и семеро козлят.
– Два жадных медвежонка.
– Три поросенка.
– Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
«Узнай сказку»
Вспомни и назови сказки. Тебе помогут сказочные герои.
– Царь, три сына, стрела, болото, лягушка («Царевна-лягушка»).
– Царь, три сына, Иванушка, Конек-горбунок, царевна («Конек-горбунок»).
– Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея («Золушка»).
-В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень?
Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Маша и медведь»).
– Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили все впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено… («Зимовье»).
– Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька – дружок.
– Был и низок и высок расчудесный … («Теремок»).
– Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга).
– В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко»).
– В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери? («Смоляной бычок»).
«Изменение ситуации в знакомых сказках»
– Давайте сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И поэтому чему-то другому принц также нашел ее. Что же потеряла Золушка? Как принц ее нашел?
– Посадил дед не репку, а…Что?
– Испекла бабка не колобок, а …Что?
Затем подводим детей к самостоятельному изменению сказки и рассказыванию новой.
«Говорящие рисунки»
«Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые происходили, они рисовали. Такой вид записи называли пиктографией и им пользовались в древних странах – в Египте, Японии и Китае».
Объясните ребенку, что при таком способе передачи информации рисунки должны быть очень простыми и в тоже время понятными. Только тогда они будут «говорящими».
Взрослый предлагает поиграть в нарисованные истории. Выбирают знакомую сказку и дети отражают ее содержание в рисунках-схемах. Затем «читают» истории. Придумывают по схемам свои сказки.
(Сказка «Курочка Ряба»)