Вспомните с ребенком названия овощей и фруктов. Объясните в чем их отличие (овощи растут в огороде в земле, на земле, на кустиках; фрукты растут в саду на деревьях, на кустах). Расскажите как ухаживают за овощами и фруктами. Обсудите с ребенком какие овощи выкапывают? Какие выдергивают? Какие срезают? Какие срывают?
Спросите у ребенка чего в саду больше яблок или яблонь.
Игра «Веселый счет»
Предложите ребенку посчитать овощи или фрукты до 5. Следите за правильным согласованием числительных 2 и 5 с существительными, употреблением слов один – одна – одно, два – две). Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; одна репа, две репы, три репы, …, пять реп, один баклажан, два баклажана, …, пять баклажанов).
Игра «Большой – маленький»
Предложите назвать маленький предмет в пару к большому:
Огурец – огурчик, луковица – луковка, помидор – …., чеснок – …, баклажан – …, тыква – …, морковь – …., капуста – …, кабачок – … . Яблоко – яблочко, персик – …, абрикос – …., банан – …, слива – …, яблоня – …, виноградина – …, лимон – … .
Игра «Семейка слов»
Предложите ребенку исключить лишнее слово из слов-родственников, объясняя свой выбор: картофель, картошечка, картофелина, карточка, картофельный;
бананчик, банька, банановый, банан;
яблоко, яблоня, яблочко, яблочный, ябеда.
Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы об овощах и фруктах по предложенному наглядному плану.
Образец ответа:
«Яблоко это фрукт. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное, растет в саду. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, из него варят варенье, готовят вкусный сок».